disability groups

Порядок установления групп инвалидности

Раздел содержит полезную информацию о законодательных и правовых материалах, необходимых при оформлении группы инвалидности, а также правилах, условиях, порядке и сроке установления инвалидности, общие рекомендации.

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально- трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядокорганизации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико- социальной экспертизы возлагаются:

  1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
  7. выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом “б” пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”;
  8. обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Необходимые документы для проведения медико-социальной экспертизы

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ) (Извлечение из Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы утвержденного приказом Минтруда России № 59н от 29.01.2014 г.)

Для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы получатель государственной услуги представляет следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);
  • свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • удостоверение личности моряка;
  • удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов); военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта;

б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • удостоверение беженца;
  • удостоверение вынужденного переселенца.

Получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) заявление о предоставлении государственной услуги;

  • Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.

д) направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, получателем государственной услуги дополнительно представляются:

  • акт о несчастном случае на производстве, составленный по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, или акт о случае профессионального заболевания, составленный по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, либо заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья (Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • если получатель государственной услуги не работает, представляется трудовая книжка (при наличии) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Копия трудовой книжки, представленная на бумажном носителе, должна быть заверена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно предоставляется работодателем (страхователем) либо страховщиком:

  • заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки семье умершего, дополнительно представляются:

  1. заявление члена семьи умершего об установлении причины смерти;
  2. паспорт гражданина Российской Федерации, либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  3. копия медицинского свидетельства о смерти;
  4. выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
  5. копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом;
  6. медицинские документы умершего гражданина, имеющиеся в наличии у получателя государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление инвалидности, в части определения причины инвалидности получателем государственной услуги, дополнительно представляются следующие документы:

  1. сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое приводило к стойким ограничениям жизнедеятельности у получателя государственной услуги в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. – в возрасте до 16 лет) – для установления причины инвалидности “инвалид с детства”;
  2. сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся – до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны – для установления причины инвалидности “инвалид с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны”;
  3. сведения, представленные организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан) – для установления причины инвалидности “военная травма” без военно-медицинских документов;
  4. заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний – для установления причин инвалидности: “военная травма”, “заболевание получено в период военной службы”, “заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС”, “заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС”, “заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска”;
  5. справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная военно-медицинскими учреждениями, а также Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, – для установления причин инвалидности: “военная травма”, “заболевание получено в период военной службы”, “заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС”, “заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС”, “заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска”;
  6. заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием – для установления причин инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк”, непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

Заявление и направление на медико-социальную экспертизу подается в бюро в виде бумажного или электронного документа лично или посредством почтовой связи, электронный документ направляется с использованием информационно-коммуникационных сетей общего доступа.

Срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия для установления инвалидности

Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме, в исправительном учреждении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится на основании «Направления на медико-социальную экспертизу», выданного по установленной форме медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. «Направление на медико-социальную экспертизу» оформляется медицинской организацией с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). «Направление на медико-социальную экспертизу» в течение 3 рабочих дней направляется медицинской организацией в бюро МСЭ в форме электронного документа, а при отсутствии возможности направить его в электронном виде – на бумажном носителе.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина без оформления «направления на медико-социальную экспертизу» в следующих случаях:

– в случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу. При этом ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

– определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

– выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

– выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

– при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду);

– при необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Условия признания гражданина инвалидом

Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 (в ред. 21.06.2018г). Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

  1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом!

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория “ребенок-инвалид”.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год.

Категория “ребенок-инвалид” устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.

Категория “ребенок-инвалид” сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами I и II приложения к Правилам признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 21.06.2018) “О порядке и условиях признания лица инвалидом”.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро «Направления на медико-социальную экспертизу». Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Когда устанавливается гражданину группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно)?

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория “ребенок-инвалид” до достижения гражданином возраста 18 лет:

  1. не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории “ребенок-инвалид”) гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;
  2. не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории “ребенок-инвалид”) в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории “ребенок-инвалид” до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории “ребенок-инвалид”) по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория “ребенок-инвалид” до достижения гражданином возраста 18 лет.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19  Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория “ребенок-инвалид” до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории “ребенок-инвалид”) в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Особенности проведения медико-социальной экспертизы с целью установления степени стойкой утраты трудоспособности в результате профессионального заболевания или несчастного случая на производстве

Правила определяющие порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года №789 “Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (с изменениями на 25 марта 2013 года) (далее – Правила степени установления УТП).

Степень утраты профессиональной трудоспособности (далее – степень УПТ) устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 “Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания” (с изменениями на 24 сентября 2007 года).

Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень УПТ устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Каким образом осуществляется определение степени УПТ?

Определение пострадавшим степени УПТ осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основании полученных документов и сведений, личного осмотра гражданина, исходя из оценки имеющихся профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

На медико-социальную экспертизу гражданина для установления степени УПТ направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности, т.е. в период лечения по временной нетрудоспособности, пострадавший может быть направлен на МСЭ для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

Какие документами подтверждается факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания?

В соответствии с пунктом 7 Правил установления степени УТП документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Перечень предоставляемых на МСЭ документов для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:

  • Заявление гражданина (или его законного представителя);
  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • Направление из медицинской организации (Форма № 088/у-06) или определение суда;
  • Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.);
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н 1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ;
  • Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих);
  • Документы об образовании;
  • Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ;
  • Заключение врачебной комиссии медицинского учреждения о нуждаемости в медицинской реабилитации;
  • Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об её выполнении при повторном освидетельствовании;
  • Справка о результатах определения степени УПТ в процентах при повторном освидетельствовании.

При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

На какой срок устанавливается степень УПТ?

Степень УПТ устанавливается на 6 месяцев, на 1 год, на 2 года, в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности – без указания срока переосвидетельствования.

Порядок переосвидетельствования на степень УПТ

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени УПТ в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через 6 месяцев, 1 год или 2 года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

При каких обстоятельствах возможно переосвидетельствование раньше установленного срока?

Переосвидетельствование пострадавшего ранее установленных сроков производится в случае:

  • Изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;
  • Выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

Порядок обжалования решений учреждений медико-социальной экспертизы

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц.

Подать жалобу на действия (бездействие) федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы можно в письменной форме, в том числе при личном приеме или в электронном виде в ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тюменской области» Минтруда России по адресу: 625031, г. Тюмень, ул. Шишкова, 6 стр.2.

Жалоба должна содержать: наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы; фамилии и инициалы его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются; фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, сведения о месте жительства получателя государственной услуги, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес; сведения об обжалуемых действиях (бездействии) бюро (главного бюро); доводы, на основании которых не согласен с действиями (бездействием) бюро (главного бюро). предоставляющих государственную услугу, и их специалистов.

Жалобы на действия (бездействие) бюро, его специалистов рассматриваются главным бюро. Жалобы на действия (бездействие) главного бюро, его специалистов рассматриваются Федеральным бюро.

Жалобы на действия (бездействие) специалиста бюро рассматриваются руководителем бюро. Жалобы на действия (бездействие) специалиста главного бюро рассматриваются руководителем главного бюро либо уполномоченным им специалистом. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

На рассмотрение жалобы определяются уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования гражданином (или его законным или уполномоченным представителем) отказа в приеме документов либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение: удовлетворить жалобу или отказать в удовлетворении жалобы. Решение принимается в форме Акта уполномоченной на ее рассмотрение комиссии.

В случае удовлетворения жалобы принимаются исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину (или его законному или уполномоченному представителю) не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются: наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы; должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его специалиста, рассмотревшего жалобу и принявшего решение по жалобе; номер, дата, место принятия решения, включая сведения о специалисте, действия (бездействие) которого обжалуются; фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение; в случае, если жалоба признана обоснованной, – сроки устранения выявленных нарушений; сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

При рассмотрении жалобы гражданин (или его законный или уполномоченный представитель) имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц; получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов; обращаться с жалобой на принятое по жалобе действия (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

Контакты

Номера контактных телефонов федерального учреждения МСЭ:

СПРАВОЧНОЕ ДЛЯ ГРАЖДАН (автоинформатор) (3452) 38-32-32

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ (3452) 38-32-09

ПРИЕМНАЯ (3452) 38-32-00

Руководитель-главный эксперта по медико-социальной экспертизе
Олькова Надежда Витальевна
Заместитель руководителя по экспертной работе – врач по медико-социальной экспертизе 
Муртазина Татьяна Константиновна 

ФКУ «ГБ МСЭ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» МИНТРУДА РОССИИ
Адрес: г. Тюмень, ул. Шишкова 6, стр.2

Подробная информация о порядке проведения медико-социальной экспертизы на сайте
ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Последние записи

Подписаться на рассылку

Оцените работу интернет-портала "Виртуальная Школа Ухода"

Уже уходите?

Предлагаем вам пройти опрос, это не займет много времени.